'Мне нравится создавать что-то монументальное'. Интервью с Сашей Соколовой



Давно пора познакомить читателей с нашими любимыми художниками – амбассадорами и просто друзьями. По случаю скорого (9 ноября) выхода фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент» на российские киноэкраны, начать решили с Саши Соколовой – единственной художницы из России, принимавшей участие в создании фильма.


13876445_1151481634923065_480599744061824280_n.jpg


Напомним: это первый в истории фильм, целиком написанный масляными красками. Тщательный отбор создателей прошли масляные краски Van Gogh от Royal Talens – такое символичное и приятное совпадение!


bZUBmTHF0k0.jpg


Поговорим с Сашей, однако, не только о фильме, но о ее творчестве в целом. Итак…


Саша, привет!

Во-первых, почему именно масло? Во время невиданной популярности акварели и скетчинга маркерами… Как и когда ты определилась с главным материалом для творчества?

Привет! И я тоже начинала с акварели… В 9 лет я поступила в школу Акварели Сергея Андрияки и проучилась там 7 лет. Мне там очень нравилось учиться, и акварель была моей жизнью. После окончания школы я начала задумываться о высшем образовании и рассматривала знаменитые российские академически направленные институты. Меня с детства интересовало только рисование. И мне повезло, потому что мой дедушка ? художник с академической закалкой, и на протяжении всего моего обучения он был очень строгим наставником. Поэтому реализм и классический подход я впитала с детства. Именно дед преподнес мне первые уроки масляной живописи в 15 лет. Я тогда для себя открыла новый мир! С новыми возможностями. Мне казалось, что это техника «для взрослых», и я уже достаточно большая, чтобы писать, как мой дедушка. С тех пор я определилась с техникой, но параллельно постоянно практикую акварель и пробую другие материалы, такие как маркеры, ручки, акрил. Я очень люблю экспериментировать с материалами и работать в смешанной технике, пробовать что-то новое.


20840866_1624008747670349_1935616730235668513_n.jpg 16996014_1433466586724567_2377184105086225783_n.jpg


На твой взгляд, что самое сложное в работе с маслом, а в чем его преимущество перед другими материалами?

Я не могу сказать, что масло для меня ? сложная техника. Раз я его выбрала, значит, наоборот, оно приносит мне больше удовольствия, чем другие техники. Мне нравится его подвижность, возможность создавать фактуру на холсте, либо, наоборот, писать лессировками, это невероятно многоплановый материал. Мне нравится создавать что-то монументальное, и масло позволяет это делать. Самое сложное для меня – это выходить на этюды, потому что приходится брать много всего тяжелого с собой, а потом стараться доставить этюд в целости и сохранности домой. Акварель в этом плане гораздо мобильнее.


18118717_1494636483940910_6041632456393134536_n.jpg ^04E006B4FB3F9C72EAE30DA051EE0A4B7339AF15D85A6E4C82^pimgpsh_fullsize_distr.jpg


Расскажи о своем базовом наборе материалов. Без чего не можешь обойтись ты? А без чего не обойтись новичку?

Я стараюсь писать стандартным набором, не используя ничего лишнего. 2 разбавителя, краски, кисти, холст. В ближайшем будущем я планирую попробовать писать «Коброй» (Cobra – водорастворимые масляные краски от Royal Talens – прим. MPM). Если понравится, мой арсенал сократится еще больше.

 

В твоих работах присутствуют самые разные образы: люди и животные, природа и архитектура… Как ты выбираешь натуру, откуда появляются идеи? Ты ищешь темы целенаправленно или дожидаешься импульса, вдохновения извне?

Я очень сильно завишу от вдохновения, но, как говорит мой дедушка, вдохновение приходит во время работы. И для меня это 100% работает. А так как я рисую постоянно, оно меня редко покидает. Я могу его найти в чем угодно и в самый непредсказуемый момент. В основном я черпаю идеи из своих путешествий.


10434139_1040867299317833_6730070329225851370_n.jpg


Твои работы – философские и концептуальные. Вот, например, серия «Эгоизм». Ты заранее задумала эту серию, или она сложилась в процессе творчества? Что первое – курица или яйцо, концепция или практическая работа над картинами?

Образы обычно приходят раньше, а потом уже концепция. Так было и с серией «Эгоизм». Эта серия получилась экспериментальной. Я попробовала сделать что-то для себя совсем новое, необычное. И мне понравилось, как получилась первая картина. Затем стали приходить новые образы ? и родилась серия.


13245351_1088419144562648_1043503969169981384_n.jpg


Что ты должна разглядеть в человеке, чтобы возникло желание написать его портрет?

Портреты – это моя любимая тема. Чтобы написать хороший портрет, мне нужно пообщаться с человеком, почувствовать его энергетику.

Чтобы захотеть самой писать чей-либо портрет, я должна чувствовать к человеку особую симпатию, либо у него должен быть колоритный типаж. Портреты любимых людей получаются лучше всего.


13510799_1118844124853483_2853335773268743645_n.jpg


Ты много времени проводишь в путешествиях. Какие страны кажутся тебе наиболее вдохновляющей средой для художника? Какая природа и какие города?

Мне очень нравятся Барселона, Рим, Нью-Йорк с его бешеной энергетикой. Вообще, мне кажется, любимые места ? это что-то индивидуальное. Кому-то подходит энергетика определенного города, а кому-то нет. Мне комфортно во многих городах Европы с ее культурным наследием, я черпаю вдохновение, посещая музеи и галереи. Но я всегда скучаю по русской природе. Мое любимое место на Земле – это наш дом в деревне, где я отдыхаю душой.


12919829_1060849280652968_8777848906903610421_n.jpg


Чем ты увлекаешься вне живописи? Как отдыхаешь? Какие выбираешь фильмы, книги, музыку?

Я люблю смотреть фильмы Вуди Аллена, изучать испанский язык, путешествовать и фотографировать.

Люблю слушать классическую музыку, особенно нравится Сергей Рахманинов. Но когда я работаю, мне нужна тишина.


16508657_1399859606751932_6236837999524056916_n.jpg 


В среде современных художников ты ощущаешь разделение на группы медийных, популярных, например, в Instagram, и известных лишь в узких профессиональных кругах? Как относишься к этому?

Я не разделяю художников на медийных и малоизвестных, скорее на тех, кто мне нравится и не очень. И я не обращаю внимание на то, сколько у кого подписчиков в Instagram.

Лично для меня территория Instagram ? совершенно новый мир. Если честно, мне не близко принимать участие в этой гонке за подписчиками и лайками… В то же время мне нравится делиться своим творчеством и какими-то событиями жизни в соцсетях.

 

Перейдем к фильму. Винсент Ван Гог – твой любимый художник. В чем, по-твоему, загадка его личности и творчества? Почему он стал столь популярным? В чем его прелесть именно для тебя?

Ван Гог действительно один из моих любимых художников.

Думаю, как и многих, меня цепляет именно его история. Его творческий путь длился всего 10 лет, и нет ни одной картины, которая мне бы не нравилась. Они очень энергетически заряженные! Чувствуется, что он вкладывал душу в каждую, полностью отдаваясь процессу.

По-моему, его главная прелесть в цвете. Цвет для меня играет большую роль. Работая над проектом и детально изучая его технику, я не переставала удивляться, как неожиданно и смело он сочетает цвета, которые не пришло бы в голову сочетать обычному человеку.

 

Работа над «Ван Гог. С любовью, Винсент» была тяжелой и кропотливой. Когда, кажется, больше не было сил продолжать, чем ты себя поддерживала? Какими мыслями?

Я ощущала себя частью большой команды, это придавало сил, ведь остальным так же нелегко, как и мне. Было огромное желание не подвести группу и мысли о том, что мы уже на финишной прямой.

Приходилось доставлять себе простые удовольствия. Мы ходили на пляж по выходным, сидели в барах, играли в футбол.

Мой молодой человек меня очень сильно поддерживал, и мне это помогало больше всего. Несмотря на свою занятость, он выбирал время и несколько раз прилетал ко мне в Польшу.


21463255_2342628602629410_4015410936740221855_n.jpg


Пожалуйста, опиши свой стандартный рабочий день в то время.

Первые недели был жесткий распорядок, новичкам постоянно требовалась консультация супервайзеров. Каждый кадр должен был быть утвержден режиссером, так что мы зависели от их рабочих часов. Мы приходили на студию в 8–9 часов утра и заканчивали работу в 6 часов вечера. Такие жесткие рамки – самое тяжелое для творческого, привыкшего к свободе человека, как я. Но со временем, когда процесс налаживался, ты мог заработать кредит доверия и выстраивать свой рабочий день сам. Я очень люблю поспать, и мои часы активности приходятся на вечер, так что я могла оставаться и после 18:00. Вообще, студия была открыта круглосуточно, и многие художники работали по ночам.


21462739_2342627419296195_6152641576546801109_n.jpg


Творчество каких художников, кроме Ван Гога, тебе близко и вдохновляет?

Очень много художников, которые меня вдохновляют. Эдвард Хоппер, Эндрю Уайет, Рене Магритт, Иероним Босх, Дэвид Хокни, Джоржия О’Кифф, Семен Файбисович, Николай Рерих, Исаак Левитан, Валентин Серов, Анри де Тулуз-Лотрек… Список можно продолжать.

И как раз с помощью Инстаграма я для себя открыла огромное количество молодых талантливых художников, чему очень рада. В этом, конечно, огромный плюс соцсетей. И здорово, что мы живем в такое время, когда есть возможность творческого обмена прямо со своего телефона в любое время суток.

 

Работа над фильмом открыла для тебя новые перспективы – новые выставки, знакомства… Какие твои ближайшие планы?

Я планирую закончить начатую мной серию портретов ветеранов Второй Мировой Войны. Они будут в необычной манере, не такие, какими мы их привыкли видеть. Мой план максимум – выставить их к празднику Победы.

Также я планирую поездку в Австралию в начале 2018-го, после которой, возможно, создам новую серию.

 

А какой тебе хотелось бы видеть свою творческую судьбу целиком? Когда художник может считать себя состоявшимся?

Мне кажется, художник может считаться состоявшимся, когда он востребован. Когда ты, получая удовольствие от самовыражения, еще и приносишь этим радость людям.

 

Если не живопись, то что? Чем еще ты могла бы заняться?

В какой-то момент я хотела бросить живопись и заниматься только фотографией, но в итоге живопись победила. Если бы я не умела рисовать, я бы была фотографом.


13173824_1084767028261193_2386633384538498400_n.jpg


Наконец, что бы ты хотела сказать зрителям перед просмотром «Ван Гог. С любовью, Винсент»? Какой будет твоя аннотация?

Сложно оценить работу со стороны, когда ты участвовал в процессе ее создания.

На мой взгляд, это совсем не простое для зрителя кино. Техника, в которой сделан фильм, непривычна для восприятия. Но так как сам сценарий очень драматичный, постоянно пульсирующие мазки добавляют тревожность, передают энергетику и дух Ван Гога. На мой взгляд, получилось визуально очень зрелищно.


Беседовала Рита Мурашова


Саша Соколова:

http://www.sashasokolova.com

Instagram 





Масляные краски Royal Talens Van Gogh в каталоге MPMART.ru


Водорастворимые масляные краски Royal Talens Cobra в каталоге MPMART.ru

К списку новостей
Рейтинг канцелярских компаний