Все статьи

«Художники – эгоисты, мы рисуем, потому что это нравится нам»

«Художники – эгоисты, мы рисуем, потому что это нравится нам»
  • Новости 19 ноября 2020

Лена, здравствуй!
Как обстановка в Париже? В двух твоих профилях с некоторых пор много не только творчества, но и парижской жизни. Скажи, изменился ли дух города в последние месяцы? Или это по-прежнему романтичный, богемный и прекрасный город?

Во время второго карантина условия у нас помягче, дети в некоторых школах продолжают ходить на занятия, люди ходят на работу, сотрудников оставили на местах, потому что первый карантин показал, что было не самой лучшей идеей оставлять людей дома, многие люди потеряли работу… Не хочу об этом говорить, хочу сказать про сам город.

Несмотря на то что рестораны сейчас закрыты, террасы убраны (особенность Парижа – открытые террасы, звон посуды по всему городу), Париж продолжает быть таким же романтичным, превосходным, прекрасным городом. Я не знаю, что должно произойти, чтобы он изменился. Даже если на улицах города не останется никого, жесткие условия всех вынудят сидеть дома, город будет восхитительным. У него есть душа, эту душу ничто не сломает, он прекрасен. Это не только мое мнение, это мнение многих мастеров искусства. Безусловно, люди составляют неотъемлемую часть города, много говорится о парижанах, но это уже другая история. Сам по себе он прекрасен, это бессмертный и великолепный город.

Париж

А каким Париж предстал перед тобой в первый раз? Если были какие-то ожидания от него, то совпали ли они с реальностью?

Первый раз я приехала в Париж почти три года назад. Никаких ожиданий у меня не было, я знала его по истории искусства, по книгам, и у меня никогда не было безумного желания его посетить. Просто так вышло. Я очень быстро приняла решение и приехала в этот город. Даже во время полета я ничего не ожидала, не думала, что сейчас прилечу и увижу что-то особенное, что меня поразит или, наоборот, разочарует. Нет, никаких ожиданий не было, как, в принципе, и в отношении ко всему остальному. Я, слава небесам, научилась жить без ожиданий, просто жить.

Не могу сказать, что нужно сразу приехать в центр, чтобы поразиться. В Париже нет как такового центра, он весь – центр, весь пропитан каким-то особенным воздухом, особенной атмосферой. Светило солнце (это был май), люди жили своей жизнью, а я наблюдала – это было восхитительно. Как только я сошла с трапа самолета – сразу поняла, что это будет мой город, просто это почувствовала. Я была очень рада, мне было приятно (бабочки в животе!), хотя я увидела лишь маленькую площадь, на которую вышла из метро. Париж был волшебным! Солнце светило, отражаясь в окнах, через тени платанов… это было так красиво и потрясающе!

Paris

Мне было интересно, что же такого в этом городе? Почему на протяжении веков туда так тянуло творческих людей: писателей, поэтов, художников, музыкантов? Что в этом городе удерживало их, вдохновляло? Мне хотелось почувствовать это и понять. Я до сих пор не могу сказать, что именно, но в нем определенно что-то есть – в воздухе, в атмосфере, это пронизывает душу, трогает сердце. Есть ощущение крыльев за спиной, возможности создавать, ты будто находишься среди своих. Я много времени провожу сама с собой, и мне достаточно города, я с ним общаюсь, задаю ему вопросы – он мне отвечает. Я не могу объяснить это, но понимаю на уровне чувств: Париж окрыляет, он абсолютно живой. Если его коснуться – этого уже не забыть никогда! Но у многих может быть и по-другому.

Совпали ли ожидания с реальностью? Реальность – это то, что происходит в данный момент. Я прожила все встречи с Парижем, просто пропитываясь и наслаждаясь им. Реальность была выше всех ожиданий, которых, собственно, не было. Теперь я безумно счастлива, что у меня есть такое место. Я не держусь за него, а просто рада, что у меня есть город, в который я всегда могу вернуться, чтобы поговорить с ним, вдохновиться, подзарядиться еще раз. У меня есть желание продолжать путешествия, пожить где-то еще и накопить другой опыт, но меня сильно греет чувство, что у меня есть Париж, что я всегда могу в него вернуться. Это оказалось гораздо важнее, чем просто здесь находиться и жить.

Как учится французский?

Французский язык мне очень нравится, и чем больше я его изучаю, тем больше проникаюсь культурой, тем больше влюбляюсь в город. Поначалу французский звучал как просто красивая речь, я ничего не понимала, а сейчас становится все интереснее. Язык сложный, но от того еще более интересно учиться.

В начале обучения я очень серьезно к нему подошла, много от себя требовала, что тоже подъедало мое ресурсное состояние, меня не хватало на основную мою жизнь, на творчество. Первый месяц занятий (до карантина это было каждый день с 9 до 13 часов) я приходила домой, думая продолжить работу, но просто заваливалась на диван и не могла встать еще пару часов. Новый язык требовал большой работы мозга.

И сейчас я каждый день общаюсь на трех языках (русский, много английского и французский), но со временем я изменила свою тактику в обучении, стала делать все в удовольствие, в наслаждение, через интересные мне темы искусства, культуры. Я покупаю журналы об искусстве и читаю их на французском, мне это очень нравится.

Елена Мороз про Париж

Расскажи, чем, на твой взгляд, отличаются российские и французские творческие сообщества?

Я могу точно отметить отношение к творческим людям, оно другое. Когда в России я говорила, что я художник, даже довольно близкие мне люди не всегда понимали это, реагировали с недоумением, отвечали: «Да, это все классно, а работа у тебя есть?» В России к профессии художника отношение как к чему-то не очень серьезному, немногие относятся к этому с восторгом: «О! классно, ты творческая личность, как здорово!» Это происходило только среди своих, среди таких же художников. Во Франции, когда ты говоришь, что ты художник, видишь в реакции людей восторг и уважение. Недаром в одном Париже – 40% мировых коллекционеров искусства. Это столица культуры, здесь огромное количество галерей и музеев. Безусловно, в России тоже есть музеи и много других мест, куда можно пойти вдохновиться, научиться у мастеров, но, по моему мнению, в России есть какой-то стандарт, которого все стараются придерживаться, понятия «правильно» и «неправильно», ты должен иметь академическое образование... Слава Богу, в последнее время появилось много самоучек, которые самовыражаются, это очень здорово!

Во Франции внимание уделяется и классике, и стрит-арту, и современному искусству, большое внимание к скульптуре в том числе. Самое главное – ты чем-то занимаешься, получаешь опыт, живешь в искусстве. Есть уважение к этому от «здоровых», обычных людей, есть уважение от мастеров, профессионалов. Даже если новичок, у которого в живописи много недочетов, организует свои выставки, его будут поддерживать, а не оценивать и судить. Человек занимается своим любимым делом, он развивается.

em

Помню, как два года назад пришла на занятия во французскую школу, где были такие мэтры – кому-то 70, кому-то 80, кому-то 50 лет… Они спрашивали: «Чем ты занимаешься?» Я говорила: «Я цветочки рисую акварелью…» Один из них сказал мне: «Что за скромность и сомнение в голосе? Да, ты рисуешь цветы. Да, ты рисуешь акварелью. Да, ты художник. Чтобы я больше не слышал от тебя сомнений! Это превосходно – то, что ты делаешь! Для меня, много лет занимающегося фигуративной живописью, восторг – видеть, как ты пишешь свои цветы». Он подарил мне крылья и уверенность. Когда я находилась среди наставников, мне казалось, что все они – профессионалы, мастера, а я так… Я пришла заниматься фигуративом, в графике, работать углем или маслом, а они говорят: «Да, ты на высоте, ты молодец». Это поддержка очень много значит.

Как проходит твое обучение у французских наставников?

Во Франции есть разные школы, можно найти школу абсолютно на любой вкус. Есть русские преподаватели, но я ходила в определенную школу, которая следует течениям живописи еще 19 века. Мы больше работали со светом и тенью, с объемом, мне именно этого и хотелось. Изначально я пошла туда за общением, а потом поняла, что не ошиблась с выбором.

Я хотела учиться у лучших в своем окружении и буквально через пару месяцев начала заниматься в этой школе. Там были разные мастера, и американской, и флорентийской, и французской школ, мне это очень помогло. К сожалению, сейчас обучение приостановлено, но и на данный момент я много взяла у них. Даже работая с цветами, даже делая скетчи перед сном «из головы», я понимаю, что вовсю использую приемы и знания, которые почерпнула.

А вообще, я хотела бы учиться и у российских, и у французских наставников. Важно никогда не останавливаться. Возникает желание поработать с цветом, а за этим я точно пошла бы к кому-то из русских. Что касается объема – меня устраивают французские мастера.

Елена Мороз

Кстати, есть ли у тебя художественное образование? Предположу, что ты уважаешь академическую школу, но не считаешь ее обязательной для всех.

У меня есть два диплома – «Живопись, рисунок, композиция» с правом преподавания (от школ до училищ) и диплом по компьютерной графике и дизайну. Я жила на Ставрополье и училась в Ставрополе. Институт мне, конечно, что-то дал, но во время учебы я ходила в мастерские к художникам, работала с ними, и это мне дало гораздо больше.

Да, я уважаю академическую школу, но считаю, что обязательность ее зависит от конкретных задач, запросов человека. Для чего ему академическая школа? Он должен, во-первых, ответить себе на этот вопрос. Просто для того, чтобы получить диплом и сказать, что он теперь настоящий художник, а потом никак это не использовать? Очень важна практика, практика и еще раз практика. Возможно, чей-то путь – в свободное плаванье через академическое образование. Кто-то, наоборот, начинает заниматься творчеством, а потом понимает, что ему чего-то не хватает, и тогда идет получать академическое образование. Кто-то обходится без него. Все очень индивидуально.

Существует много стереотипов, каких-то внегласных правил, люди прислушиваются к этому – отсюда «комплексы самозванцев». Об этом сейчас много говорят и много пишут в социальных сетях… Нужно слушать только себя. Если тебе это надо, ты идешь и получаешь образование. Если ты чувствуешь, что у тебя достаточно сил, способностей, ресурсов, мастерства, или желания, или огня и страсти к творчеству, то идешь своим путем. Я просто иду так, как чувствую, это моя позиция.

em

Нельзя не заметить, что ты всегда в поиске вдохновения: любуешься садами и цветением, архитектурой, экспозициями музеев… А что бы ты назвала своим главным источником вдохновения? Существует ли его рецепт от Елены Мороз?

Вдохновение – везде. Оно может вспыхнуть от того, что кто-то произнес фразу. Вдохновение может разорвать тебя от света на здании, от неба – закатного, рассветного, грозового… Природа, люди, книги, произведения искусства… Но самый главный источник вдохновения – это, наверное, процесс. Даже если мне сложно и совсем не хочется рисовать, когда я сажусь за работу – вдохновение приходит.

Если доставать его из мысли, черпать изнутри, оно может истощить. Когда происходит лишь мысленное переживание процесса, этого недостаточно. Когда ты начинаешь делать, какой-то поток открывается, приходит еще больше идей, и процесс радует. Иногда я могу сесть и просто штриховать, рука начинает что-то выводить… Или даже просто заштриховывать две страницы в черный графит – и что-то происходит. Вдохновение может нахлынуть только с касанием кисти или карандаша к бумаге, через несколько минут или часов, но оно обязательно приходит, накрывает и тогда уже не отпускает.

То, что формирует идею, подсказывает, что делать – природа, люди, свет… Я про солнце. С солнышком у меня другое настроение, другое состояние, но, опять же, в дождливую погоду состояние иное, оно рождает другие результаты. Мне нравится наблюдать, что со мной происходит, когда нет света, когда солнце светит, когда люди что-то мне рассказывают, когда люди общаются между собой… Я наблюдатель, моя позиция – наблюдателя и слушателя, я пытаюсь вслушиваться и видеть, что происходит вокруг.

Можно и из дома никуда не выходить, вдохновение всегда рядом и ждет, когда ты начнешь действовать. Мой рецепт таков: нужно сесть и начать что-то делать. Можно перебирать свои карандаши, начать их точить, резать бумагу или натягивать холсты, грунтовать их, можно чистить пастель, палитру… Не просто смотреть, не только вдохновляться художниками, смотреть их картины и перелистывать книги, а копировать. Что-то понравилось – иди пробуй, делай! Вдохновение приходит в действии, 100%.

Картина Елены Мороз

В моем восприятии ты очень легкий человек, который всегда открыт новому опыту. Эти твои качества – приобретенные?

Я бы сказала по-другому: я свободный человек, поэтому мне легко делать выбор, мне всегда интересно. Легкий на подъем человек может собраться за 15 минут и куда-то уехать, согласиться на авантюру… Эта легкость дает мне возможность приобрести новый опыт. Я не размышляю долго перед тем, как что-то сделать, отсюда эффект неожиданности, радость.

Это не врожденное, я не была такой. Сейчас это мой образ жизни, раньше было, конечно, по-другому, в меру разных обстоятельств: того места, где я жила, того, чем я занималась, каких-то обязательств… Кроме йоги и медитации, мне помогает честность с самой собой: хочется чего-то на самом деле или нет? А так как мне постоянно хочется нового опыта, мне легко принимать решения.

Важно, что я не сожалею о сделанном, о неудачах, даже о неправильном выборе. В детстве я спрашивала у родителей (элементарно): «Вкусно ли это?» − Мне говорили: «Попробуй!» Это твой опыт, ты должен пробовать. Поэтому мне легко, я свободна в своем выборе. Рекомендую всем! :)

Как ты адаптируешься к переменам?

Перемены – это новый опыт. Для меня хуже всего гладкая, такая непонятная стабильность, которая погружает в ровное состояние. Мне нравится, когда есть интрига, поэтому я люблю путешествовать, познавать себя. Какой бы выбор я ни делала – я наблюдаю за собой: какие будут чувства, что будет со мной происходить. В творчестве нет границ, поэтому я не использую один материал. Сейчас хочу схватить кусочек мела, порисовать им сверху, внести какую-то ажурность, например, и я себя не ограничиваю.

Есть ли границы твоего принятия?

Границ нет, ни в чем! Наша Вселенная безгранична, так почему я себе буду устанавливать какие-то границы? Нет, все возможно, границ не существует.

Работа Елены Мороз

Наверное, тебе десятки раз задавали этот вопрос, но: почему именно цветы?

Мне точно сотню раз задавали этот вопрос! Какое-то время я не могла на него ответить. Не могла ответить головой, мозгом. «Ну, не знаю, потому что мне нравится», − отвечала раньше. Потом стала отвечать, что я их просто чувствую.

Когда я рисую цветы, я улетаю, чувствую их душу, это трогает меня очень сильно. Я погружаюсь в абсолютно другой потрясающий мир, приближенный к совершенству, тонкой чистоте и нежности, которой, наверное, не хватает в нашем мире на сегодняшний день. Я испытываю такой восторг, счастье в процессе, даже не могу это передать. Не чувствую ничего вокруг, не слышу, не вижу, я вся там, в этом мире. Цветы – райские дети, я хочу прикоснуться к ним.

Не буду говорить, что рисую цветы, чтобы радовать людей. Художники – эгоисты, мы рисуем, потому что это нравится нам. Я – только за процесс. В цветах я чувствую что-то высокое, хочу в это погрузиться, проникнуться.

Когда я рисую, например, пейзаж или натюрморт, я рисую просто пейзаж или натюрморт. Выполняю задачу с цветом или объемом. Когда я рисую цветы, это совсем-совсем другое. Не на 100%, но почти так же сейчас происходит с образами, портретами, которыми я наполняю скетчбуки. Образы начинают оживать, потихоньку выползают на большие форматы. Там другие чувства и форматы, более «людские». Именно цветы – святость, высокий уровень, к которому я стремлюсь.

Ты владеешь самыми разными техниками, пишешь акварелью, маслом, используешь пастель и делаешь карандашные зарисовки. В зависимости от чего ты выбираешь материал для новой работы?

Если я рисую для себя, то не ставлю задачу рисовать только акварелью. В последнее время я много миксую, потому что… я не знаю – почему. Я нахожусь в процессе, в какой-то момент работы акварелью хочется добавить фактуры, но не чтобы показать более важную деталь, а чтобы почувствовать фактуру в процессе. Мне хочется услышать звук пастельного мелка, хочется пастозного мазочка, или линии, штриха…

Работая с разными материалами, я знаю, что каждый может дать, чем помочь. Я люблю миксовать, мне нравится эта наполненность, свобода должна быть во всем (для меня). Разные материалы – как разные чувства: радость, нежность… Раньше я могла передать нежность только акварелью, сейчас работаю над тем, чтобы нежность была и в масляной пастели, и в сухой пастели, и даже в угле. Безумное удовольствие – проявлять свои чувства через материал.

Работа Елены Мороз

Как можешь охарактеризовать разные материалы? Что для тебя акварель? масло? графика?

Говоря простым языком, акварель – неоконченное движение, где зритель может додумать что-то. Я сама оставляю себе эту возможность – незавершенной мысли, чтобы она осталась в потоке. Это нежность, вода, шелест и трепет лепестков, жизнь…

Масло я люблю за пастозность, солидность и завершенность. Я прекрасно понимаю, что оно тоже может быть прозрачным, легким, нежным, но я люблю его за эластичность, отличную от акварельной, за основательность.

Графику я использую, когда у меня нестабильное состояние, и мне хочется, как я говорю, «выштриховать» все, что у меня есть внутри. Я не умею медленно и аккуратно штриховать. Как правило, у меня очень живые, «психозные», экспрессивные штрихи. Графика помогает мне прожить чувства. Это этап перед основной работой, ежедневные поиски. Быстро и удобно – набросать что-то, заштриховать, либо работать пятном.

Графикой я могу и завершить работу, когда чувствую, что мне не хватает экспрессии. Она может внести последнюю изюминку, последние штрихи, которые не даст акварель с мягкой кистью. Например, я хочу создать атмосферу, какую-то паутинку, ажурность – я могу мелом по акварели внести это движение. Графичный материал твердый, как продолжение руки, я могу работать им хоть с закрытыми глазами. Графика – это абсолютная экспрессия.

Работа Елены Мороз

Ты ставишь перед собой творческие цели? Как относишься к планированию?

Сейчас, в ситуации, в которой находится весь мир, я не ставлю никаких целей. Что касается творческих целей – я просто хочу рисовать, еще больше рисовать, изучать материал и себя в этом материале. Хочу рисовать то, что у меня внутри, что хочет вылезти на холст и поверхность листа. Я пропустила много выставок и даже об этом не думала. Я просто хочу рисовать – много и всем, что у меня есть.

Планирование заставляет меня ожидать, а ожидание я не люблю. Даже в мероприятиях участвую стихийно, все происходит очень быстро. Планировать в наше время смешно, за нас планируют многое. Я не хочу потом разочаровываться и не живу по планам. В моих ежедневниках 30% записей и 70% рисунков, моих мыслей, переживаний, но это не планы. Я могу запланировать что-нибудь вечером, а с утра сделать все по-другому. Люблю все процессы, которые происходят на данный момент.

Чего удалось достичь за годы творчества, а чего еще нет, но очень хочется?

Честно сказать, пока ничего. С другой стороны – много, потому что я не ставила себе рамки. Мне кажется, я мало рисую и хочу рисовать больше, лучше (по моей собственной оценке!), это и есть, наверное, моя творческая цель. Да, я участвую в выставках, мне безумно приятно, что мои работы находятся в выставочных центрах (в Париже тоже), но не могу сказать: «Вот, я уже чего-то достигла!» Все мои рамки – внутренние. Мне все равно, что происходит вокруг, кто что рисует, кто чем рисует, кто что думает о моем творчестве.

Елена Мороз

Что такое творческая свобода и независимость? Возможно ли ее достичь? Для тебя это важно?

Творческая свобода и независимость для меня – это честность с самим собой. Когда художник рисует то, что он чувствует, и это его душа, а не то, что кто-то где-то сказал. Или, например, все кинулись разбираться в современном искусстве, и я тоже должен туда идти. Нет, это будет вранье и разочарование.

Творческая свобода – это творчество без правил, рамок, суждений, свободный процесс, в котором можно абсолютно все. Только художник решает, что можно, а что нельзя. Для меня важно слушать только себя и действовать, действовать и еще раз действовать. И не судить себя. Правила есть, пока ты учишься. Как только ты перешел к творчеству – никаких правил нет.

Свободы возможно достичь – практикой, процессом. Ты должен настолько погружаться в процесс, чтобы не возникало мысли: «А можно ли мне сейчас…» Чтобы не думать о том, что кто скажет, как оценит и что подумает. По моему опыту, как только голова включается в творческий процесс, пройти может все нормально, но результатом будешь недоволен. Голова должна быть отключена, хотя в ней идет большая работа: какие цвета смешать? какую глубину использовать? и т.д. Художник – это про чувства, про душу, как только она начнет открываться – вам станет все равно, кто что скажет, вы не сможете остановиться.

Наконец, блиц-опрос. Самый-самый любимый цветок?

Все весенние цветы.

Любимый художник из классиков?

На сегодняшний день это Моне.

Любимый современный художник?

Крейг Ханна. Американский художник, живущий в Париже, которого я очень-очень уважаю за свободу и смелость.

Крейг Ханна

Цвет, который всегда присутствует в палитре?

Охра.

Почти всегда отсутствующий цвет?

Индиго, фиолетовые.

Что бы ты спросила у ван Гога? :)

Я бы ничего не спрашивала, но… я бы за ним понаблюдала. Я бы хотела провести один день с ван Гогом, увидеть, как он собирается и идет на пленэр, как он пишет, исчезает из реального мира. Наверное, этот день ответил бы на все-все мои вопросы.


Фото из аккаунтов Елены Мороз

@ihappygirl

@ihappyparis


Беседовала Рита Мурашова


Отправляйте свои работы

Имя*

Телефон*

Ссылка на соцсеть

Комментарии

Выберите файл или перетащите в поле файл для загрузки

Только интересное и полезное на наших каналах  Только интересное и полезное на наших каналах