За историю человечества было обнаружено множество натуральных видов белого пигмента в различных формах, а в последние столетия были разработаны многообразные синтетические пигменты. Некоторые из них используются на протяжении тысячелетий, а некоторые исчезли из палитр художников по различным причинам.
Приглашаем Вас в короткое путешествие по истории белого цвета.
Натуральный белый
В геологический период, известный как меловый период (от 145 млн до 66 млн лет назад), большую часть планеты покрывали безбрежные океаны. Морские существа, умирая, опускались на дно, и в результате от них не оставалось ничего, кроме известковых скелетов и ракушек. За многие годы сформировался многометровый слой таких отложений, который периодически разбивался под действием масс песка и глины, намываемых с рек, впадающих в океан.
Позже, когда уровень Мирового океана понизился, слои известняковых отложений вышли на поверхность. Они состояли преимущественно из карбоната кальция, более известного нам как «мел». Помимо известняков существуют и другие натуральные белые пигменты. Например, каолин, также известный как «керамическая глина» или природный гипс.
Это первые, известные человеку, натуральные белые пигменты. Мел обнаружен на древнейших наскальных рисунках. А первобытные племена, сохранившие свою аутентичность, даже сегодня разрисовывают тела каолином и другими натуральными красками в соответствии с многовековыми традициями и ритуалами.
От натурального к синтетическому
Первый синтетический белый пигмент был обнаружен за четыре столетия до Нашей Эры, это была белая свинцовая руда. Руду помещали над кипящей уксусной кислотой, в результате реакции соли карбоната свинца выступали белым налётом, который в дальнейшем использовали для производства свинцовых белил – краски с очень хорошей кроющей способностью.
Голландские свинцовые белила
Производили их так: плоские полоски свинца шириной 10-15 см сворачивали в ролики таким образом, чтобы свинец нигде не соприкасался друг с другом, затем помещали в керамические горшки со слоем пивного уксуса. Затем горшки укладывали плотно друг к другу в специальном помещении на ложе из конского навоза и соломы. Горшки накрывали досками, также покрытыми слоем навоза и соломой, и укладывали следующий ряд. В итоге получалось примерно 8 рядов горшков, и помещение закрывали на 4-6 недель. Ферментация конского навоза сильно повышала температуру в горшках и ускоряла процесс преобразования свинца в пигмент.
Производили их так: плоские полоски свинца шириной 10-15 см сворачивали в ролики таким образом, чтобы свинец нигде не соприкасался друг с другом, затем помещали в керамические горшки со слоем пивного уксуса. Затем горшки укладывали плотно друг к другу в специальном помещении на ложе из конского навоза и соломы. Горшки накрывали досками, также покрытыми слоем навоза и соломой, и укладывали следующий ряд. В итоге получалось примерно 8 рядов горшков, и помещение закрывали на 4-6 недель. Ферментация конского навоза сильно повышала температуру в горшках и ускоряла процесс преобразования свинца в пигмент.
Белая смерть
Загорелая кожа – это относительно молодое веяние моды. А раньше белая кожа символизировала чистоту, богатство и благородное происхождение. Бедные люди того времени работали на улице и со временем кожа грубела и темнела, а богатые работали в помещениях или не работали вовсе. На протяжении нескольких веков женщины использовали макияж на основе свинцовых белил.
Однако, как известно сегодня, такая краска чрезвычайно токсична, и её постоянное применение приводило к болезненным поражениям кожи и глаз, провоцировало выпадение зубов. Преждевременная смерть – это результат применения свинцовых белил как косметического средства, причем погибали как женщины, так и мужчины, которые часто целовали «красивую белую кожу». В США практика применения свинцовых белил как средства для макияжа сохранилась до конца 19-го века. Безусловно, такая красота имела слишком высокую цену.
Безвредный белый
Свинцовые белила оставались самыми популярными до середины появления цинковых белил в середине 19-го века. Изначально цинковые белила не могли конкурировать со свинцовыми из-за дороговизны. И даже позже, когда цены на цинковые белила упали, они не смогли полностью вытеснить свинцовые. Несмотря на то, что цинковые белила были совершенно безвредны, свинцовые не выходили из обращения. Во-первых, благодаря их великолепной укрывистости, они повсеместно использовались для наружной окраски зданий. Во-вторых, свинцовые белила – это кроющая белая краска теплого оттенка, а цинковые белила – прозрачная белая краска холодного оттенка. И многие художники предпочитали свинцовые белила.
И только в 20-м веке с появлением титановых белил, с такими же цветовыми характеристиками, как у свинцовых, и при этом безопасных для человека, свинцовые белила вышли из обращения.
В наши дни производство свинцовых белил запрещено законом.
Белый цвет в продукции Royal Talens
Наибольшее количество белых цветов представлено в сериях масляных красок от Royal Talens - 8 различных вариантов
№105 – Белила титановые – кроющий белый теплого оттенка на сафлоровом масле
№118 - Белила титановые - кроющий белый теплого оттенка на льняном масле
№104 – Белила цинковые – полукроющий белый холодного оттенка на сафлоровом масле
№117 – Белила цинковые - полукроющий белый холодного оттенка на льняном масле
№103 - Белила смешанные – нейтральный белый включает пигменты как цинковых белил, так и титановых на сафлоровом масле
№119 – Белый прозрачный – белый холодного оттенка на сафлоровом масле. Идеально подходит для лессировки и смешивания с другими прозрачными красками
№817 – Белый перламутровый – прозрачный белый с перламутровым эффектом на сафлоровом масле. Особенно хорошо смотрится на темных основах. Чтобы добавить цвет и сохранить перламутровый эффект, рекомендуется добавлять совсем немного краски другого цвета, иначе перламутровый эффект пропадёт.
№101 – Белый подмалевок – кроющий белый на основе алкидных смол, быстро сохнет. Подходит для создания рельефа на основании для масляной живописи. Можно смешать с масляными красками, для ускорения высыхания нижних слоев
Масляные краски Royal Talens Rembrandt в каталоге MPMART.ru - ссылка
Масляные краски Royal Talens Van Gogh в каталоге MPMART.ru - ссылка
Масляные краски Royal Talens Art Creation в каталоге MPMART.ru - ссылка
Масляные водорастворимые краски Royal Talens Cobra в каталоге MPMART.ru - ссылка
Статья подготовлена на основе материалов сайта www.royaltalens.com
Отправляйте свои работы