Алиса, расскажите о вашем детстве и семье. Ваши дедушка и папа были художниками, как проходит время в такой творческой атмосфере?
Я родилась в семье художников, можно сказать, уже с карандашом в руках. Дед – Василий Волков, заслуженный художник РСФСР, и папа – Сергей Волков, известный график, член Союза художников России, мама тоже работала в Художественном фонде. Получается, я график в третьем поколении.
С одной стороны, это неоспоримое преимущество – всегда есть понимание близких, поддержка, прекрасная библиотека и переданный опыт, материальная база, ты видишь всю художническую кухню изнутри, особый богемный круг общения, в который ты включена с пелёнок по умолчанию. Но здесь же и сложность – высокая планка, огромная ответственность за всё, что ты делаешь (некая марка качества, которую надо держать), поиск собственной идентичности, ведь невольно все сравнивают тебя с папой и дедом, а надо стать собой.
У меня было прекрасное детство, я с благодарностью вспоминаю всё, что дали мне папа и дед, именно они познакомили меня с прекрасным миром творчества, показали, как это радостно – создавать, открыли во мне то, что было заложено природой. Я рисую не потому, что могу рисовать, а потому, что не могу не рисовать. Кстати, я продолжила традицию, мой муж, Виктор Гаврилов, тоже художник. Нашей дочке Василисе 3 года, она тоже очень любит рисовать, безо всякой моей помощи и указаний (меньше всего я хотела бы давить на нее). Она видит, как работаю я, и рисует рядом с большой радостью.
На уроках рисования вы опережали сверстников?
Не поверите, но поначалу в школе у меня были четвёрки по изо. Многие ребята из класса ходили в «художку» и неплохо рисовали. Тут мы подходим к главному и парадоксальному: а что значит в искусстве быть лучше или хуже? Ведь это не спорт. Не тот художник, кто умеет рисовать хорошо и «красивенько», это никому не интересно в наш век технологий. Сравнивающий подход в «художках» и общеобразовательных школах действительно удручает.
Художник − тот, кому его умений и изобразительных средств хватает для выражения идеи, тот, кому есть что рассказать миру. Здесь всем хватит места. Я говорю об этом родителям учеников, когда они спрашивают: «А талантлив ли мой ребёнок?». Один талант ничегошеньки не стоит, а вот искреннее желание и много радостного труда – стоят дорого. Тот, кто хочет, всегда сделает больше того, кто может.
И путь у каждого свой: кто-то − как Поль Гоген, начавший рисовать к концу жизни, а кто-то − как Пикассо, в 15 лет уже рисует, подобно Рафаэлю. И ни к чему сравнения. Задача учителя – вести ученика именно его путём, а не своим. По рисованию в школе надо всем ставить только «пятёрки», это я как педагог говорю.
Почему вы выбрали именно иллюстраторский путь?
Если художником я мечтала стать с самого детства, лет с 8-9, то профессиональное определение произошло значительно позже. Я помню этот момент − после первой (и неудачной) попытки поступления в Полиграф (МГУП им. Ивана Федорова). Хотя читать я любила всегда, книги – моя большая любовь, они окружали с самого рождения, папа ведь тоже полиграфист, и библиотека у него шикарная. Моя детская кроватка стояла рядом с книжным стеллажом, и я своими пальчиками вытягивала книжки с тех пор, как на ногах научилась стоять. Причём это были не просто книжки, а отборные альбомы по искусству. Я выбрала профессию сердцем, исключительно по любви.
Расскажите о Полиграфе. Каким было обучение там?
О Полиграфе я могу рассказывать вечно! Альма-матер, второй дом, я жила в общежитии, которое было в том же здании, что и наш факультет. Это место, где учат даже стены. С какой радостью и благодарностью я вспоминаю мои годы там, моих замечательных учителей: В. Л. Шишкова, О. Е. Монину, В. В. Кортовича, Е. А. Силину, О. В. Корытова, Ф, Сурова, С. Ю. Биричева, А. И. Кудрявцева, М. Н. Прокофьеву, Д. Пономарёва.
Впоследствии как раз вокруг преподавателей и образовались круги общения, которые практически не пересекались. Вокруг моего дипломного руководителя Ольги Евгеньевны Мониной сложился очень уютный круг единомышленников, в котором я себя прекрасно чувствовала. С любимыми преподавателями и некоторыми сокурсниками я поддерживаю общение до сих пор, хотя мы выпустились уже 8 лет назад. Много общаюсь с полиграфистами. Благодарю Полиграф за лучшую подругу и коллегу – Марию Михальскую (известную художницу).
Из Полиграфа практически все (за очень редким исключением) выходят творцами и остаются в искусстве. Это ещё раз подтверждает мою теорию – места и работы в искусстве хватит всем! Не надо бояться конкурентов: что мы такое без среды, сообщества, в котором существуем? Лучше быть сильной среди равных мастеров, а не гением среди посредственности.
Куда бы вы посоветовали пойти учиться тому, кто хочет стать иллюстратором?
В наш Полиграф или Британку (БВШД). Если хотите получить комплексное образование иллюстратора с глубоким погружением в полиграфические процессы, конструирование книги и дизайн печатной продукции, это очень многое даёт в нашей профессии. Конечно, есть ещё Сурок (МГАХИ им. В.И. Сурикова) и Строгановка (МГХПА им. С.Г. Строганова), но, при всём уважении, там воспитывают скорее иллюстраторов-станковистов.
Какой ваш любимый материал для иллюстрации и почему?
Самый любимый – гуашь. Но я редко работаю лишь одним материалом. Почти всегда это смешанные техники: гуашь + карандаш + масляная пастель, гуашь + карандаш, акварель + карандаш.
Расскажите о творчестве материалами Royal Talens. Какие из них вы активнее всего используете и почему?
Можно смело сказать, что Royal Talens – моя любимая марка товаров для творчества. Все мои друзья и ученики подтвердят – я всем их рекомендую. Никакой рекламы – это чистая любовь! Именно этой гуашью и пастелью работали дед и папа. Мне папа подарил все эти баночки-«таблетки», им уже больше 40 лет – и они до сих пор в рабочем состоянии!
Главный фаворит – гуашь Talens. Лучше материала для иллюстрации я не знаю: укрывистая, яркая, практически стопроцентный пигмент, и всё это в красивой стеклянной баночке. Хочешь – работай плотно, хочешь – накладывай прозрачными слоями, она подходит для любой манеры исполнения. Сплошное удовольствие работать с ней!
Жидкая акварель Ecoline – моё недавнее открытие. Очень понравилась в работе, я нарисовала ею большой заказ. Неповторимая текстура. Супер-яркость и чистота смесей.
Обожаю масляную пастель Van Gogh. У меня большой набор из 60 мелков. Она в меру мягкая для комфортной работы, но не тает в руках, у неё очень красивые чистые цвета. У меня есть еще и старенький набор линейки Panda.
Основная палитра материалов Royal Talens проверена десятилетиями, она грамотна, выверена и практически не меняется. Моя особенная любовь – фантастические оттенки красного и синего, которые не только в чистом виде, но и в смесях ведут себя отлично. Компания мудро делает ставку не на увеличение количества цветов, а на сохранение стандарта качества. За постоянство и надёжность мастера и любят Royal Talens. Для меня большая честь быть другом Royal Talens!
Что, на ваш взгляд, самое главное в работе иллюстратора?
Умение рассказать историю. Не повторить точь-в-точь за писателем, не иллюстрировать «в лоб», а попытаться выстроить свою драматургию, наполнить дополнительными смыслами или открыть неочевидные.
Как строится процесс работы над иллюстрацией? Всегда ли иллюстратор от корки до корки прочитывает книгу, которую предстоит иллюстрировать?
Читать нужно всегда, от корки до корки и не один раз. Чтобы рассказать свою историю, нужно прочитать исходную. Да и явных расхождений с текстом, ляпов быть не должно. Думаю, даже для работы над обложкой нужно прочесть всю книгу, чтобы избежать формального и поверхностного подхода.
-
Есть алгоритм, которого я придерживаюсь в работе над книгой. Сначала − ознакомление с текстом, я выделяю наиболее выразительные моменты. Напитываюсь материальной культурой, ищу в интернете и книгах костюмы, предметы интерьера и экстерьера, архитектуру, если произведение относится к определённой эпохе, смотрю фильмы по теме.
-
Затем я всегда делаю своего рода раскадровку в «спичечно-коробочном» формате, как мультипликатор. Это позволяет увидеть весь визуальный ряд, проследить движение внутри книги, поработать с ритмом. Миниатюрный размер не даёт увлечься деталями, позволяет заострить внимание на общей композиции и важных силуэтах. На этой стадии обычно проходит первое утверждение с заказчиком.
-
Потом я увеличиваю маленькие эскизы и отрисовываю их в нужный формат, в размер оригинала, уже с деталями и уточнениями. Это стадия второго утверждения и последняя возможность внести существенные правки. Затем уже перевожу эскизы на чистовой лист и крашу. Таким образом не теряется замысел. Когда есть мощный композиционный костяк, можно насыщать его деталями сколько угодно, не испортишь.
-
В процессе обязательно смотрю, как все листы выглядят вместе, чтобы не потерять ритм и выбранную цветовую гамму. Композиция как отдельной иллюстрации, так и всей книги в целом – краеугольный камень, то, на чём всё держится. Работа иллюстратора сложная, синтетическая, много знаний и умений требуется, если подходить к ней основательно.
Какой иллюстраторский проект особенно запал вам в душу и почему?
Я в каждый проект вкладываю душу, люблю их все, словно детей. Каждый для меня особенный. В последнее время очень интересует авторская книга, был такой опыт, делала книжку «Игрушечное сердце» для конкурса. Наверное, он самый мой любимый. И сейчас я работаю над очень важным и необычным для себя проектом, максимально авторским, на пару с писателем.
По каким причинам вы можете отказаться от работы над проектом?
-
Если вынуждают идти на сделку с совестью. Никогда не буду участвовать в проекте, идейные, этические и моральные ценности которого мне не близки.
-
Если договор нарушает мои авторские права. Когда отказываются включить мои условия в договор, а они всегда в рамках базовых прав автора.
-
Никогда не буду работать с полным отчуждением прав. Представляете, такое ещё иногда предлагают.
-
Если проект не интересен с финансовой точки зрения. Плачевно, но над этим нашим издателям работать и работать. Многие считают примерно так: тебе твоя работа и так нравится, зачем платить? А ведь это хоть и приятный, но самый настоящий и порой даже тяжёлый труд. Хорошо, что сейчас можно найти множество ликбезов для художника по правам и ценообразованию, многие иллюстраторы поднимают этот вопрос, это одна из глобальных проблем отрасли. В общем, ни за что не буду работать с теми, кто не уважает труд художника.
-
Если проект не интересен с художественной и эстетической точки зрения, много ограничений, требований, не совместимых с моим мировоззрением.
Существует ли, на ваш взгляд, разница в работе российских и зарубежных иллюстраторов? российского и зарубежного книгоиздания?
Лично у меня пока нет опыта работы с иностранными издателями, но есть множество знакомых художников, которые представлены ведущими зарубежными иллюстраторскими агентствами. Тут вам, кстати, и первое отличие в рабочем процессе – у художника, как правило, есть агент. Он ведёт все переговоры с заказчиком, это очень удобно, как мне кажется. По отношению к труду художника и оплате труда ситуация тоже в разы лучше, как утверждают коллеги. Возможно, в будущем я тоже попробую поработать с агентствами.
Фото из личного архива Алисы Волковой
Беседовала Рита Мурашова
Отправляйте свои работы