Всем привет!
Сегодня я расскажу вам про базовую палитру.
Если вы читали про палитры старых мастеров, то сталкивались с тем, что нет единого рецепта и у каждого художника своя база. Ее нарабатывают годами, с опытом приходит понимание того, какие краски вам необходимы всегда.
Сразу скажу, что ограниченная и базовая палитра - это немножко разные вещи.
Ограничивает палитру художник сознательно, чтобы писать чище, а живопись была сложнее. Ограничения он себе выставляет сам, т.к. они зависят от натуры и авторского замысла.
Базовая палитра - это набор красок, который вам позволит более менее свободно себя чувствовать с натурой. Это минимум, от которого можно оттолкнуться. К нему впоследствии вы самостоятельно добавите краски дополнительных цветов. Это всегда очень индивидуальный набор, ведь для пейзажиста актуальны одни, а у портретиста другие краски.
Начнём мы наш разговор с белил.
Художникам предлагается на выбор 2 вида белил - цинковые и титановые. Начинающего это может сбить с толку, почему две белые краски, не все ли равно какую использовать?
Есть пара нюансов:
- Цинковые белила холоднее, но менее кроющие, а это значит их расход выше. Они используются в лессировках.
- Титановые белила - это очень укрывистая краска с чуть теплым подтоном.
Выбор краски зависит задач, которые вы перед собой ставите. Поэтому лучше попробовать обе и затем определиться.
Белила это основа основ и в масляной живописи без нее не обойтись. Я использую чаще белила титановые, т.к в основном, я пишу пастозно и мне важны кроющие свойства этой краски.
Теперь, когда вопрос с белилами прояснен, вернемся к базовой палитре.
Я окончила Краснодарское художественное училище, где и случилось мое первое полноценное знакомство с масляными красками. Перед началом работы нам назвали следующие краски:
- Белила
- Охра желтая
- Кадмий желтый средний
- Красный оксид светлый (Английская красная)
- Кадмий красный средний
- Краплак красный насыщенный
- Кобальт синий
- Ультрамарин
- Умбра натуральная
- Кость жженая
По итогу, у вас в арсенале продублированы все цвета. Два желтых, два красных, две синих, плюс белый, чёрный и умбра.
Принцип работы прост: в некоторых случаях больше подходит охра, а в некоторых кадмий желтый средний. И то же самое с красными и синими. Не нужно использовать все краски, вы делаете выбор, глядя на натуру.
Такое количество красок не позволит вам запутаться и научит находить красивые сложные оттенки через замес.
Начала разговор я с белил, а завершу его умброй.
Умбра натуральная - это холодный коричневый цвет с зеленоватым подтоном. Это самая быстросохнущая краска, поэтому ее часто используют для подготовительного рисунка, имприматур, а также ей пишется гризайль. В полупрозрачном письме вы получите мягкий коричневый оттенок, а в смесях с белилами умбра приобретает серебристо серый оттенок. Это максимально нейтральная краска.
Каждый художник находит свой идеальный коричневый и черный. Я почти не пишу умброй ленинградской и в качестве основы использую оксиды (марсы). Черный может иметь холодный оттенок как кость жженая, или теплый оттенок ван - дик коричневый.
Есть много красок, которые очень похожи и их можно заменять. Это хорошо видно на листе, где я смешивала друг с другом краски. Например, охра желтая и сиена натуральная. Если смешать охру и кость жженую, то получится очень близкий к сиене оттенок. А холодный желтый можно получить в замесе с кобальтом, обойдясь без лимонной. Поэтому лимонную и сиену натуральную я бы не включала в список обязательных.
Про зеленые.
Если вы не собираетесь на пленэр, то зеленые краски в вашей палитре не обязательны, т.к. вы можете их смешать из тех, что есть в базовой палитре. В качестве дополнения к ним можно добавить окись хрома и зеленый насыщенный устойчивый (изумрудная), т.к. эти оттенки не получится смешать.
Дополнительные краски.
Дополнительные цвета приобретаются под задачу. Например, если у вас стоит натюрморт с изобилием синего цвета или, например, есть яркая бирюзовая драпировка, то вам может быть мало базовой палитры. Тогда вы приобретаете краски, с помощью которых вы сможете реализовать замысел.
Что касается технологии живописи, то это тема обширная и ее двух предложениях не уместить. Касательно базовой палитры, могу порекомендовать следующее:
- Кадмии лучше не мешать с оксидами
- Ультрамарин лучше использовать в чистом виде (можно с белилами). Он не любит - кадмиевые краски, оксиды, охры, кобальты, краплаки, умбры... Кажется он не любит никого) В замесе ультрамарин очень красив, но со временем может дать изменение тона, побурение, иногда трещины.
Следовать этим советам или нет, решать вам.
Есть еще много тем, которые можно затронуть: как ограничивать палитру, как выбрать краски для пленэра, как избежать грязи в живописи и т.д. К ним мы вернемся в другой раз.
Дарья Богославцева
Отправляйте свои работы