«Я человек-преодолитель трудностей, и без них мне жить скучно»

Привет, Зарина!

Не так давно мы узнали тебя как амбассадора Royal Talens. Расскажи, пожалуйста, как вы друг друга нашли?

Всё просто — Instagram. Я всегда очень любила пользоваться красками Royal Talens и часто отмечала их в постах. Вот так и познакомились. Потом мы решили вместе сделать уроки про части лица. Потихонечку наши отношения развивались и дошли до того самого.

На своем сайте ты рассказываешь, что в 4 года впервые попала в художественную школу, но обстоятельства не позволили учиться там. Кроме того, твоя семья не считала творчество хорошим карьерным выбором. Твое расставание с искусством длилось 15 лет, но в это время ты наверняка находила время на свидания с ним?

Я всегда жила с ощущением обиды от того, что есть оно — «искусство», а я его недостойна. Об этом мне напоминали достаточно часто, но я все равно до конца не могла с этим смириться. Поэтому находила все возможные способы стать поближе к нему — занималась фотографией, дизайном сайтов, иллюстрацией. Но постоянно думала о том, что всё получалось бы лучше, если бы я умела рисовать.

Когда и как наступил момент «больше не могу»?

Он был очень отчетлив, его даже напечатали в университетской газете. Я училась на журналиста, нас отправили на мастер-класс представителя компании − «абсолютного мирового лидера по производству офсетных рулонных машин». После МК было желательно написать эссе. Моё заканчивалось фразой: «Такие встречи помогают каждому найти ответ на один из главных вопросов в жизни — хочу ли я этим заниматься». И я не хотела. Я очень люблю работать, но тратить годы жизни и все свои силы на компромиссный вариант было слишком больно. Так я и ушла.

186149929_268169865032693_3818681178211667547_n.jpg

Как теперь твои близкие относятся к твоему творчеству?

По-разному. Кому-то очень нравится то, что я делаю. А некоторые всё еще ждут, когда мне надоест, и я найду настоящую работу.

В твоем профиле есть очень показательный пост. Выходит, не обязательно сразу рисовать великолепно? Что, по-твоему, необходимо больше всего, чтобы отточить мастерство? Допустим, три самых важных фактора.

Я от природы рисовала откровенно плохо и не чувствовала ничего, что могло бы помочь, — ни свет, ни цвет, ни пропорции. Списки — это моё, поэтому вот три фактора.

1.     Упорство. Иногда мне кажется, что я бесконечно бьюсь головой об стену. Бывают периоды, когда прогресс совсем не видно, но я все равно иду рисовать.

2.     Вера в то, что всё получится. И когда процесс идет хорошо, и в дни, когда все вокруг талантливые и успешные, а ты один такой неудачник. Упорство — это про действия, а вера — про настрой.

3.     Ментор. Иногда люди слишком много времени посвящают практике того, что они уже умеют. Важен баланс теории и практики. А с хорошим учителем прогресс идет гораздо быстрее. 

118405013_978744835922829_256842375973735982_n.jpg

Почему твой основной материал – именно масло? Были ли у тебя эксперименты с другими материалами?

Я, кажется, пробовала всё. Начинала вообще с планшета и компьютера, были даже попытки граффити. Долго работала углем, но ничего мне не нравилось так, как масло. Запах, текстура, «замороченность» — любовь с первого мазка.

44373069_198294454415720_7749066914407134819_n.jpg

Расскажи, пожалуйста, о водорастворимом масле Cobra. В последнее время оно вызывает интерес у многих художников, с которыми мы сотрудничаем.

Cobra — это магия! Я до сих пор так считаю, хотя на самом деле всё дело в эмульсии (как яйце в майонезе), которая позволяет маслу и воде смешиваться.

Традиционное масло — это классика, но многие, к сожалению, прекращают им пользоваться или делают это реже, чем хотелось бы, потому что не могут использовать токсичные разбавители с сильным запахом. Это неудобно, если помещение для работы маленькое, есть дети или животные, заболевания кожи, и т.д. Так же при беременности.

Когда можно выбирать Cobra, а когда лучше использовать традиционное масло?

Cobra — это прекрасный старт в мире масла. Она сохраняет все плюсы масла (скорость высыхания, работу тонкими и густыми слоями), при этом можно использовать воду. Водорастворимое масло идеально подходит для выездов. Я брала его с собой на демо в Санкт-Петербурге. Провела демо, сгребла всё в сумку, а уже в отеле за 5 минут отмыла кисти и палитру. Я помню, как мыла и благодарила себя за то, что взяла именно Cobra: есть хотелось невыносимо, но чистота кистей важнее.

В любом случае, если работать маслом с водой не понравится, то эти краски можно использовать с традиционными медиумами и другими масляными красками, как будто о воде вы и не слышали. Так что вы ничем не рискуете.

Photo Cobra athmospere (1).jpg

Правда ли, что твой первый творческий профиль велся на английском языке, потому что ты опасалась критики русскоязычных пользователей?

О, да! Долгие годы я безумно боялась грубостей. Я человек, у которого обидные вещи застревают в голове. Я буду ходить и прокручивать их бесконечно. Это не касается настоящей критики, её я люблю. «Это не живопись, а мазня», «Только краски зря портишь» — это как раз то, чего я боялась.

У нас очень сильна академическая школа. Как в технике, так и в настроении. И многие считают, что это повод унижать всё, что сделано не по канонам. Как будто вы не создаете своё искусство, а пришли на экзамен в ВУЗе, где есть определенные требования и правила того, что есть хорошо, а что — плохо.

Мне хотелось как-то проскользнуть мимо этого. Практика английского шла бонусом.

13734426_1128040103930377_1316603532_n.jpg

Почему решила после вести профиль и на русском тоже? Как получилось справиться со страхом?

Русскоязычный аккаунт появился потому, что очень захотелось делиться какими-то находками, переживаниями, которые иностранцу не будут понятны (мемами о почте, например). Я даже не ожидала, что русскоязычный блог окажется настолько полезным.

Я завела его только в 2021 году, когда уже было достаточно успехов, чтобы не переживать о «критике». Правда, пока это уютное местечко для друзей. Сейчас мне не хочется, чтобы он становился популярнее.

В твоем послужном списке уже несколько международных выставок. Помнишь свое первое участие?

О, моя первая выставка — мой грандиозный успех и провал одновременно. Я решила оставить заявку на два конкурса — Figurativas (от музея MEAM в Барселоне) и ARC Salon (это престижная американская премия для художников-реалистов). С одной и той же картиной. Я была абсолютно уверена, что не попаду ни на одну из них. И прошла на обе.

PeonyCanyon.jpg

Я была в ужасе! Муж увидел моё лицо и подумал, что случилось что-то страшное. Все мои мысли были о том, как поделить картину так, чтобы она попала на обе выставки. К счастью, выставка оказалась совместной. То есть в одни даты − в музее на нижнем этаже, от ARC Salon, а на верхних — от Figurativas. После этого картины, участвующие в салоне, летят в Нью-Йорк, на отдельную выставку в Sotheby’s.

Я была вообще не готова к участию в выставке. Ни практически, ни с морально. Я покрывала картину лаком накануне отправки, и появилось жухлое пятно, которое никак не хотело пропадать. Я забыла про раму, а потом безумно переживала, что, может быть, картина в жизни не такая, как на фото, и никому не понравится. Открытие выставки занимало два дня — официальная церемония и вечеринка на следующий день.

Всё это было таким стрессом, что в итоге привело к выгоранию и депрессии. В общем, слегка далеко от радости, которую обычно чувствуют в таких случаях.

К чему нужно быть готовым художнику, который хочет участвовать в таких международных проектах?

Нужно понимать, что участие в международных выставках и конкурсах — это дорого. Как правило, рассмотрение заявки на участие − платное. Отправка — за ваш счет. И это будет курьерская служба, потому что есть четкие сроки. Если у конкурса есть второй этап, когда жюри оценивает работу лично, то это совсем не выгодно. Прошло в финал, например, 100 работ, а жюри выберет 30. Не обязательно лучшие, возможно, какая-то тема будет актуальнее, или похожий сюжет уже есть на выставке, и поэтому вашу работу не возьмут. В таком случае всё, что вы получите — строчку в резюме о том, что вы «финалист» и счет за возврат работы домой. Поможет ли это продаже картины? − Не факт. Уведет ли это вас в существенный минус? − Запросто.

Если говорить о коммуникациях, то мне очень повезло: все представители музеев и галерей, с которыми я сотрудничала, были очень приятными людьми, готовыми помочь по всем вопросам.

Расскажи о выставке, к которой готовишься сейчас. Чему она будет посвящена и почему? Когда и где пройдет?

Моя персональная выставка пройдет в конце апреля в австралийском Мельбурне, в Beinart Gallery.

Это будет выставка работ с историей о том, как я стала художником. С какими проблемами столкнулась и что чувствовала. Про надежду, понимание, дружбу. Как всегда, будет много светящихся рук.

50986890_294756117879476_8265934256917975975_n.jpg

С какими трудностями сталкиваешься в подготовке?

Мне кажется, я человек-преодолитель трудностей, и без них мне жить скучно. Пока главной задачей было придумать сюжет картин так, чтобы вместе они рассказывали единую историю. Обычно я работаю медленно, но тут придется поднапрячься, потому что времени осталось мало. Отправка будет сложным процессом: надо будет заказать ящик для картин, выбрать транспортную компанию, подготовить документы и не разориться из-за стоимости отправки. Но об этом я пока стараюсь не думать.

Какой должна быть твоя идеальная творческая атмосфера?

У меня есть два вида работы — спокойный и сумасшедший. Если я немного ленюсь, то включаю какой-то подкаст или видео на YouTube. А потом начинаю полностью концентрироваться на работе и просто включаю что-то в Spotify. Не важны ни жанр, ни исполнитель, потому что я толком ничего не слышу и полностью погружена в работу.

Бывают ли периоды, когда ты совсем не прикасаешься к краскам? Беспокоит ли тебя это?

Бывают вынужденные периоды, когда просто некогда. Потому что помимо рисования мне приходится заниматься всем — и отправкой работ, и документами, своими сайтами, соцсетями, общением с налоговой и т.д. Раньше я очень беспокоилась, что не рисую каждую минуту. Но депрессия очень изменила мою жизнь. Теперь я воспринимаю периоды, когда не рисую, как отдых, способ подзарядиться и вернуться с новыми идеями. Хотя, буду честной: после перерыва навык приходится восстанавливать несколько дней, иногда это нервирует.

В чем секрет сияния цвета в твоих работах?

Контраст и плавность. Контраст между темным и светлым, теплым и холодным — это то, что заставляет предмет сиять. А плавность переходов увеличивают этот эффект. 

70214352_2302935289835722_6800356779612463783_n.jpg

Какова твоя сама большая творческая мечта?

Хочу написать книгу. Помню, когда начала рисовать, была напугана: смогу ли я стать художником? реально ли научиться рисовать? а прокормить себя и семью? Мне некому было задать эти вопросы. Тогда я пообещала себе, что узнаю ответы и поделюсь ими с теми, кто так же растерян. Я написала большую часть книги еще пару лет назад, но поняла, что у меня нет опыта для раздела «Работа с галереей». Всё это время я нарабатывала опыт – и теперь готова продолжить!

Переходим к блиц-опросу! Обладатель/ница самых красивых рук:

Я! У меня такие вены! Синие, выпирающие. Одно удовольствие рисовать. Правда, в жизни они часто выглядят пугающе.

Любимый художник из классиков:

Вильям Бугро.

Любимый современный художник:

Уилл Сент-Джон.

Цвет, который всегда присутствует в палитре:

Ivory Black. Он у меня и в черном, и во всём холодном.

Почти всегда отсутствующий цвет:

Все синие и зеленые.

Что бы ты спросила у Ван Гога:

Какой вопрос! Да я и «здравствуйте» от волнения не сказала бы. Просто стояла бы и потела.



Фото из аккаунта Зарины Ситуморанг в Instagram:

@zarinasart


Беседовала Рита Мурашова

К списку новостей

Сайт использует файлы cookie, которые позволяют вас узнавать и получать информацию о вашем пользовательском опыте.

Разрешение на использование cookie необходимо для использование сайта и его сервисов, включая заказ услуг. Посещая страницы сайта, мы уверены, что вы даете согласие на использование и хранение файлов cookie на вашем устройстве. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет - установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.

Согласен
Рейтинг канцелярских компаний